Развитие фонематического слуха – успешный залог грамотного чтения и письма. Под фонематическим слухом понимается способность человека слышать отдельные звуки в слове. Так, ребенок, поступающий в школу, должен уметь различать отдельные звуки в слове. Однако первоклассники встречаются с определенными трудностями при вычленении звука из слова, при определении его места в слове. С чем это связано? С недоразвитием речевого слуха.

Типичные нарушения фонематического слуха влекут за собой искажения структуры слова, нарушение основных правил орфографии. Причин нарушений много, но поговорить хотелось сейчас не об этом, а о том как я работаю с дошкольниками и с младшими школьниками по развитию речевого слуха.

В нашей школе организован клуб дошкольников. Цель его: выявить уровень подготовленности будущих первоклассников, дать рекомендации родителям. С учетом возраста составлена программа подготовки будущих первоклассников. Клуб дошкольников начинает свою работу во второй половине сентября, дети по уровню подготовленности приходят разные. Но следует отметить, что читающие дети гораздо успешнее овладевают способами анализа звуковой структуры слова : устанавливают количество и последовательность звуков в слове, определяют фонематические качества звука ( твердость, мягкость, звонкость, глухость). Поэтому я согласна с мнением большинства практикующих учителей и исследователей, что наша традиционная программа немного отстает от современных требований, что ребенка надо учить чтению гораздо раньше – когда он начал говорить. Тем более, что хороший навык чтения является отличной почвой для обучения грамотности.

Поэтому уже на самом первом родительском собрании я говорю о том, что все-таки ребенок должен прийти в школу читающим: этому сейчас учат в детском саду, да и в семье, где есть читающие дети, младшие гораздо быстрее начинают читать, подражая своим старшим братья или сестрам.

И вот, готовясь к очередному набору будущих первоклассников, я рекомендовала родителям приобрести несколько тетрадей с печатной основой. Мне очень понравилась терадь-букварь для детей дошкольного возраста « Я учусь. Мишуткин букварь» из серии: «Суперраскраска» ЗАО « Омега».

Разнообразные задания с наклейками очень интересны для детей. Приведу пример одной из страниц этой тетради: знакомимся со звуком [ф] и [ф'] и буквой, обозначающей эти звуки (саму букву не называю, знакомимся только с графическим написанием). Сначала рассматриваем рисунки: четко произношу название каждого предмета и прошу определить количество звуков, и затем-какой звук слышится в конце ( шкаФ-[ ф]).Поясняю, что этот звук обозначается вот такой – то буквой ( только показываю ).С детьми даем характеристику этому звуку : согласный, твердый, глухой. Значит, какой карандаш можно взять для разукрашивания? ( синий, но не торопимся брать карандаш).Наблюдаем за звуком (аналогично) в слове филин. Оказывается, что ЭТА буква обозначает еще и мягкий звук, значит, достаем еще и зеленый карандаш .А вот и задание для творчества: разукрась букву, используя два цвета. Всегда удивляюсь творчеству детей – чего только не придумают, как только не разукрасят!

А теперь найдем наклейку с этой буквой и поместим её в пустой квадратик. И это не всё – надо ещё и разукрасить рисунки, для разукрашивания используем краски и карандаши. В конце работы сравниваем «мою» , детей оттого, что безликая страничка заиграла всеми красками. И это не все: надо отгадать загадку и найти отгадку , которая начинается с этих изученных звуков. Вот вам и развитие внимания, образного и абстрактного мышления, мелкой моторики. Замечательная тетрадь! Но есть и замечания : на мой взгляд неудачно подобраны примеры для знакомства со звуками [в] и[ в'] ( в словах лев и овца).

Очень важно на данном этапе усвоить ребенку соотношение звука и буквы, учитывая и то, что может быть и наоборот: произносятся иначе, чем пишутся.

Почему так важна работа над звуком? Для чего нужен ребенку хороший фонематический слух? Это связано с соответствующей сегодня методикой обучения чтению в школе, основанной на звуковом анализе слова. Именно такая работа позволит ребенку избежать большей группы графических ошибок: замена и пропуск букв, пропуск букв и слогов, их перестановка. Причина таких ошибок – нечеткое проведение фонематического анализа слов. Школьники не умеют различать гласные по их основным признакам (вместо яма- йама), не знакомы со способами обозначения мягкости согласного на письме (время – врема), правилами написания слогов жи, ши, ча,ща ( если не усвоено, что звуки [ж] [ш] всегда твердые, а [ч'][ щ'] всегда мягкие).

Поэтому проводя фонематический анализ слова , мы работаем по предупреждению ошибки, а не над её исправлением.

Далее, работая в первом классе, продолжается работа над звуко-буквенным анализом слова, продолжается работа над звуком. Кстати, прописи под редакцией Горецкого помогают вести наблюдение и анализировать.