МОУ СОШ №2
г. Острогожск,
уч. нач кл Коденцева Л.И.
Открытое внеклассное мероприятие по проектно- исследовательской технологии
в начальной школе по теме: « Изучение курса «Геометрия в начальной школе» методом исследования геометрических фигур»
КВН
Тема: «Занимательная геометрия»
Цель:
- Формировать и развивать интерес уч-ся к изучению геометрического материала.
- Способствовать развитию математических способностей.
- Формировать творческие способности, развивать логическое мышление, пространственное мышление и воображение.
Оборудование:
- Раздаточный материал (геометрические фигуры)
- Полоски из бумаги длиной в 1 дм.
- Карточками с рисунками геометрическими фигурами.
- Магнитофон.
Ход занятия:
Ведущий. Добрый день! Мира, счастья, любви и добра вам и вашим близким! Мы начинаем КВН. Он посвящён ГЕОМЕТРИИ. Геометрия – не только раздел математики, школьный предмет, но это, прежде всего, необычное явление (феномен) общечеловеческой культуры. Это – важная наука. Без неё не обходится ни один человек независимо от возраста и профессии.
( исполняется песня на мотив «Наша школьная страна»)
Не крутите пёстрый глобус,
Не найдёте вы на нём
Той страны, страны чудесной,
О которой мы поём.
В той стране живут фигуры,
Линии, точки и тела,
Треугольники, квадраты,
Вот такие, брат, дела!
Пусть в эту страну
Не идут, не идут поезда.
Страна Геометрия
Рядом с нами в школе всегда.
Монтаж.
1 уч. Чтоб водить корабли,
Чтобы в небо взлететь,
Надо многое знать,
Надо много уметь!
2 уч. И при этом, и при этом
Вы, пожалуйста, заметьте,
Очень важная наука-
Ге-о-мет-ри-я!
3 уч. Почему корабли не садятся на мель?
А по курсу идут сквозь туман и метель?
Потому что, потому что,
Вы, пожалуйста, заметьте,
Капитанам помогает
Ге-о-мет-ри-я!
4 уч. Геометрию учите!
Очень пригодится!
Но, пожалуйста, заметьте:
Здесь нельзя лениться!
Ведущий. В нашей игре принимают участие 2 команды. Представляем участников. (Выходят 2 команды под аплодисменты зрителей, звучит запись песни «Вместе весело шагать по просторам»)
Жюри. (старшеклассники)
Ведущий. Хочу познакомить вас с правилами игры. Играем до 5 очков за каждое задание. В случае, если команда не может дать правильный ответ, то право на оттает переходит к другой команде.
Каждой команде было дано домашнее задание: рассказать о своей команде (Каждая команда приготовила девиз, название. Этот конкурс лучше оценивать одинаковыми баллами)
Сегодня вы познакомитесь не с обычной геометрией, а с занимательной.
1 конкурс. Разминка. ( капитаны предлагают по одному участнику)
Для разминки проведём игру «Концовка». Я начинаю предложение, а вы должны его закончить. Но для этого нужно подумать. Сообразить, чтобы концовка предложений была по смыслу правильной. Слушайте внимательно и думайте.
1 команде Если красный карандаш по длине равен жёлтому, то жёлтый карандаш… ( по длине равен красному)
2 ком. Если Оля сидит позади Лизы, то Лиза…( сидит впереди Оли)
1 ком. Если стол в 2 раза выше табуретки, то табуретка…( в 2 раза ниже стола)
2 ком Если красный карандаш в 3 раза длиннее синего, то синий …( в 3 раза короче красного)
Жюри подводит итоги, а команды готовятся к следующему конкурсу.
2 конкурс. «Мозаика» (Танграм)
Командам необходимо составить из геометрических фигур аппликацию.
Предлагаются фигуры: по 3 штуки
Чем больше используется фигур, тем выше балл.
Минутка отдыха.
Ребята, вы сейчас услышите стихотворение-шутку. Е Панина под названием «Треугольник и квадрат» ( Входят 3 ученика, один из которых выступает от имени автора, второй – Треугольника, третий – Квадрата. У «Треугольника» на груди прикреплён треугольник, на голове треугольная шапочка. У «Квадрата» - аналогично: квадрат и квадратная шапочка.)
1уч. Жили – были 2 брата:
Треугольник с Квадратом.
Старший – квадратный,
Добродушный, приятный.
Младший – треугольный,
Вечно недовольный.
Стал спрашивать Квадрат:
Квадрат. Почему ты злишься, брат?
1 уч. Тот кричит ему:
Треугольник. Смотри! Ты полней меня и шире.
У меня углов лишь три,
У тебя же их четыре!
1 уч. Но квадрат ответил:
Квадрат. Брат!
Я же старше, я – квадрат!
1 уч И сказал ещё нежней:
Квадрат. Неизвестно, кто нужней!
1уч. Но настала ночь, и к брату,
Натыкаясь на столы,
Младший лезет воровать,
Срезать старшему углы!
( «Треугольник» подходит к спящему «Квадрату» и ножницами срезает у бумажного квадрата все четыре угла, а шапочку его отбрасывает в сторону)
Уходя, сказал:
Треугольник. Приятных я тебе желаю снов!
Спать ложился – был квадратным,
А проснёшься без углов!
1уч. Но наутро младший брат
Страшной мести был не рад.
Поглядел он – нет Квадрата.
Онемел…Стоял без слов..
Вот так месть! Теперь у брата
Восемь новеньких углов!
( Жюри подводит итоги за 2 конкурс)
3 конкурс «Будь внимательным»
(Вызывается один участник команды)
На наборное полотно выставляются карточки с геометрическими фигурами: треугольник, отрезок, четырёхугольник, прямоугольный треугольник, прямоугольник, квадрат, круг. Участник внимательно обозревает все выставленные фигуры, стараясь их запомнить. Затем ученик отворачивается от доски, а в это время одна фигура убирается. Участник должен угадать, какая из геометрических фигур исчезла. Игру можно провести в несколько этапов.)
4 конкурс. « Меткий глаз»
У каждого из участников в руках линейка с делениями на см и бумажная полоска в 1 дм. Им предлагается измерить некоторые предметы (высоту стола, стула; ширину портфеля, длину карандаша). Измерение предметов производится в дм. Ведущий показывает, какие предметы надо измерить сначала на глаз, а потом проверить результат измерения линейкой. (Бумажный дм служит для сопоставления измеряемого предмета с длиной полоски.) Та из команд, у которой каждый раз получаются меньшие ошибки глазомерного измерения, считается победителем.
Минутка отдыха. Загадки для зрителей.
1 уч. «Геометрия» в переводе с греческого означает «землемерие». «Гео» - земля, «метрио»- измерять. Появление геометрии было связано с разными измерительными работами при проведении дорог и строительстве зданий. Возникли правила, относящиеся к геометрическим измерениям.
2 уч. На уроке математики вы уже сравниваете геометрические фигуры и тела, чертите, рисуете, конструируете. Для этого вам требуются чертёжные инструменты. Мы хотим вам загадать загадки. Отгадав их, вы и узнаете какими инструментами пользуются ребята на уроках геометрии.
Палочка волшебная Сговорились две дуги
Есть у меня, друзья. Делать дуги и круги.(Циркуль)
Палочкою этой
Могу построить я
Башню, дом и самолёт,
И большущий пароход. (карандаш)
В тетради я бываю Два конца, два кольца
Косая и прямая. , Посередине гвоздик.(Ножницы)
В другом совсем значении
Я планка для черчения.
И, наконец, порою
В шеренгу вас построю. (линейка)
5 конкурс.»Лишняя фигура»
Которая из данных фигур лишняя? Почему?
6 конкурс. «Кто быстрее?»
Как разрезать фигуру на 2 части, чтобы из них можно было сложить прямоугольник?
7 конкурс « Угадай-ка фигуру»
Детям раздаются разные геометрические фигуры: прямоугольный треугольник, остроугольный треугольник, тупоугольный треугольник, прямоугольник, квадрат, круг, равнобедренный треугольник, равносторонний треугольник, разносторонний треугольник.
Суть этой игры в том, что по существующим признакам фигуры, дети должны найти её среди своих фигур, показать её. Если по признакам, указанным ведущим, нельзя показать фигуры, т.к. её нет в природе, то получает балл та команда, в которой никто не поднял фигуры.
Ведущий. Покажите фигуру и назовите, если она имеет:
- 3 угла, 3 вершины, 3 разные стороны;
- 3 угла, з вершины, 3 угла, причём 1 прямой;
- 3 угла, 3 стороны, а 2 из них равные;
- 3 стороны, 3 угла, 2 из них прямые (шутка)
- 4 стороны, 4 угла, все углы прямые;
- 4 угла, 4 стороны, все стороны равные;
- 4 прямых угла, 4 стороны, только противоположные стороны равные;
- У этой фигуры нет углов;
Подведение итогов игры:
Дорогие ребята! Игра подошла к концу. Жюри подсчитывает баллы, а мы отдохнём и послушаем песню в исполнении 4 класса»Б».