МОУ СОШ №2

г. Острогожск,

уч. нач кл Коденцева Л.И.

Открытое внеклассное мероприятие по проектно- исследовательской технологии

в начальной школе по теме: « Изучение курса «Геометрия в начальной школе» методом исследования геометрических фигур»

КВН

Тема: «Занимательная геометрия»

Цель:

  • Формировать и развивать интерес уч-ся к изучению геометрического материала.
  • Способствовать развитию математических способностей.
  • Формировать творческие способности, развивать логическое мышление, пространственное мышление и воображение.

Оборудование:

  • Раздаточный материал (геометрические фигуры)
  • Полоски из бумаги длиной в 1 дм.
  • Карточками с рисунками геометрическими фигурами.
  • Магнитофон.

Ход занятия:

Ведущий. Добрый день! Мира, счастья, любви и добра вам и вашим близким! Мы начинаем КВН. Он посвящён ГЕОМЕТРИИ. Геометрия – не только раздел математики, школьный предмет, но это, прежде всего, необычное явление (феномен) общечеловеческой культуры. Это – важная наука. Без неё не обходится ни один человек независимо от возраста и профессии.

( исполняется песня на мотив «Наша школьная страна»)

Не крутите пёстрый глобус,

Не найдёте вы на нём

Той страны, страны чудесной,

О которой мы поём.

В той стране живут фигуры,

Линии, точки и тела,

Треугольники, квадраты,

Вот такие, брат, дела!

Пусть в эту страну

Не идут, не идут поезда.

Страна Геометрия

Рядом с нами в школе всегда.

Монтаж.

1 уч. Чтоб водить корабли,

Чтобы в небо взлететь,

Надо многое знать,

Надо много уметь!

2 уч. И при этом, и при этом

Вы, пожалуйста, заметьте,

Очень важная наука-

Ге-о-мет-ри-я!

3 уч. Почему корабли не садятся на мель?

А по курсу идут сквозь туман и метель?

Потому что, потому что,

Вы, пожалуйста, заметьте,

Капитанам помогает

Ге-о-мет-ри-я!

4 уч. Геометрию учите!

Очень пригодится!

Но, пожалуйста, заметьте:

Здесь нельзя лениться!

Ведущий. В нашей игре принимают участие 2 команды. Представляем участников. (Выходят 2 команды под аплодисменты зрителей, звучит запись песни «Вместе весело шагать по просторам»)

Жюри. (старшеклассники)

Ведущий. Хочу познакомить вас с правилами игры. Играем до 5 очков за каждое задание. В случае, если команда не может дать правильный ответ, то право на оттает переходит к другой команде.

Каждой команде было дано домашнее задание: рассказать о своей команде (Каждая команда приготовила девиз, название. Этот конкурс лучше оценивать одинаковыми баллами)

Сегодня вы познакомитесь не с обычной геометрией, а с занимательной.

1 конкурс. Разминка. ( капитаны предлагают по одному участнику)

Для разминки проведём игру «Концовка». Я начинаю предложение, а вы должны его закончить. Но для этого нужно подумать. Сообразить, чтобы концовка предложений была по смыслу правильной. Слушайте внимательно и думайте.

1 команде Если красный карандаш по длине равен жёлтому, то жёлтый карандаш… ( по длине равен красному)

2 ком. Если Оля сидит позади Лизы, то Лиза…( сидит впереди Оли)

1 ком. Если стол в 2 раза выше табуретки, то табуретка…( в 2 раза ниже стола)

2 ком Если красный карандаш в 3 раза длиннее синего, то синий …( в 3 раза короче красного)

Жюри подводит итоги, а команды готовятся к следующему конкурсу.

2 конкурс. «Мозаика» (Танграм)

Командам необходимо составить из геометрических фигур аппликацию.

Предлагаются фигуры: по 3 штуки

Чем больше используется фигур, тем выше балл.

Минутка отдыха.

Ребята, вы сейчас услышите стихотворение-шутку. Е Панина под названием «Треугольник и квадрат» ( Входят 3 ученика, один из которых выступает от имени автора, второй – Треугольника, третий – Квадрата. У «Треугольника» на груди прикреплён треугольник, на голове треугольная шапочка. У «Квадрата» - аналогично: квадрат и квадратная шапочка.)

1уч. Жили – были 2 брата:

Треугольник с Квадратом.

Старший – квадратный,

Добродушный, приятный.

Младший – треугольный,

Вечно недовольный.

Стал спрашивать Квадрат:

Квадрат. Почему ты злишься, брат?

1 уч. Тот кричит ему:

Треугольник. Смотри! Ты полней меня и шире.

У меня углов лишь три,

У тебя же их четыре!

1 уч. Но квадрат ответил:

Квадрат. Брат!

Я же старше, я – квадрат!

1 уч И сказал ещё нежней:

Квадрат. Неизвестно, кто нужней!

1уч. Но настала ночь, и к брату,

Натыкаясь на столы,

Младший лезет воровать,

Срезать старшему углы!

( «Треугольник» подходит к спящему «Квадрату» и ножницами срезает у бумажного квадрата все четыре угла, а шапочку его отбрасывает в сторону)

Уходя, сказал:

Треугольник. Приятных я тебе желаю снов!

Спать ложился – был квадратным,

А проснёшься без углов!

1уч. Но наутро младший брат

Страшной мести был не рад.

Поглядел он – нет Квадрата.

Онемел…Стоял без слов..

Вот так месть! Теперь у брата

Восемь новеньких углов!

( Жюри подводит итоги за 2 конкурс)

3 конкурс «Будь внимательным»

(Вызывается один участник команды)

На наборное полотно выставляются карточки с геометрическими фигурами: треугольник, отрезок, четырёхугольник, прямоугольный треугольник, прямоугольник, квадрат, круг. Участник внимательно обозревает все выставленные фигуры, стараясь их запомнить. Затем ученик отворачивается от доски, а в это время одна фигура убирается. Участник должен угадать, какая из геометрических фигур исчезла. Игру можно провести в несколько этапов.)

4 конкурс. « Меткий глаз»

У каждого из участников в руках линейка с делениями на см и бумажная полоска в 1 дм. Им предлагается измерить некоторые предметы (высоту стола, стула; ширину портфеля, длину карандаша). Измерение предметов производится в дм. Ведущий показывает, какие предметы надо измерить сначала на глаз, а потом проверить результат измерения линейкой. (Бумажный дм служит для сопоставления измеряемого предмета с длиной полоски.) Та из команд, у которой каждый раз получаются меньшие ошибки глазомерного измерения, считается победителем.

Минутка отдыха. Загадки для зрителей.

1 уч. «Геометрия» в переводе с греческого означает «землемерие». «Гео» - земля, «метрио»- измерять. Появление геометрии было связано с разными измерительными работами при проведении дорог и строительстве зданий. Возникли правила, относящиеся к геометрическим измерениям.

2 уч. На уроке математики вы уже сравниваете геометрические фигуры и тела, чертите, рисуете, конструируете. Для этого вам требуются чертёжные инструменты. Мы хотим вам загадать загадки. Отгадав их, вы и узнаете какими инструментами пользуются ребята на уроках геометрии.

Палочка волшебная Сговорились две дуги

Есть у меня, друзья. Делать дуги и круги.(Циркуль)

Палочкою этой

Могу построить я

Башню, дом и самолёт,

И большущий пароход. (карандаш)

В тетради я бываю Два конца, два кольца

Косая и прямая. , Посередине гвоздик.(Ножницы)

В другом совсем значении

Я планка для черчения.

И, наконец, порою

В шеренгу вас построю. (линейка)

5 конкурс.»Лишняя фигура»

Которая из данных фигур лишняя? Почему?

6 конкурс. «Кто быстрее?»

Как разрезать фигуру на 2 части, чтобы из них можно было сложить прямоугольник?

7 конкурс « Угадай-ка фигуру»

Детям раздаются разные геометрические фигуры: прямоугольный треугольник, остроугольный треугольник, тупоугольный треугольник, прямоугольник, квадрат, круг, равнобедренный треугольник, равносторонний треугольник, разносторонний треугольник.

Суть этой игры в том, что по существующим признакам фигуры, дети должны найти её среди своих фигур, показать её. Если по признакам, указанным ведущим, нельзя показать фигуры, т.к. её нет в природе, то получает балл та команда, в которой никто не поднял фигуры.

Ведущий. Покажите фигуру и назовите, если она имеет:

  • 3 угла, 3 вершины, 3 разные стороны;
  • 3 угла, з вершины, 3 угла, причём 1 прямой;
  • 3 угла, 3 стороны, а 2 из них равные;
  • 3 стороны, 3 угла, 2 из них прямые (шутка)
  • 4 стороны, 4 угла, все углы прямые;
  • 4 угла, 4 стороны, все стороны равные;
  • 4 прямых угла, 4 стороны, только противоположные стороны равные;
  • У этой фигуры нет углов;

Подведение итогов игры:

Дорогие ребята! Игра подошла к концу. Жюри подсчитывает баллы, а мы отдохнём и послушаем песню в исполнении 4 класса»Б».