Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2

Воронежская область, г. Острогожск, ул. Нарского, 24.

 

      Тема: «Дети «группы риска»».


Выполнила учитель нач.кл. Коденцева Лариса Ивановна

 

 

 

г. Острогожск 2007

 

 

«Как сделать, чтобы каждая школа стала благоприятной «экологической средой» детства, средой его счастливого обитания, где оно, детство, может играть, смеяться, двигаться, думать, трудиться?... Наши дети разные, и школьное детство по-разному будет им помниться. Важно, однако, чтобы осталось общее в этих воспоминаниях: пусть каждый, прожив это время, чувствует себя человеком^ без которого чего-то в школе не получилось бы».

М.Н. Снаткин

У каждого учителя в классе есть дети, которые доставляют много беспокойства и хлопот своим поведением. Очень ранимые, раздражительные, плаксивые, а иногда агрессивные, они с трудом выдерживают урок, либо отказываются отвечать, а то и срывают урок своим неадекватным поведением. Многим детям свойственно временное отклонение от поведения. Как правило, они легко преодолеваются усилиями родителей, учителей, воспитателей. Но поведение какой-то части детей выходит за рамки допустимых шалостей и проступков, и воспитательная работа с ними, протекая с затруднениями, не приносит желаемого результата. Эти дети образуют так называемую» группу риска». Эти дети особенно нуждаются в индивидуальном подходе со стороны учителя. Это не плохие, безнадежно испорченные школьники, а это дети, требующие особое внимание и участие окружающих.

Почему дети так ведут себя, и что способствует этому? Изучая «группу риска» детей моего класса, понимаю, основные трудности в воспитании моих подопечных - в неправильном отношении в семье. Что сначала наталкивает на эту мысль? Ведь эти дети представляют собой очень трудную неоднородную группу.

Присматриваюсь к Алеше П. и Диме М. Отмечаю, что дети одеты неряшливо, книги и тетради мятые, оборванные. Зачастую в школу приходят с опозданием, не приносят школьные принадлежности на урок физкультуры, труда, рисования. Алеша часто плачет на уроках, если не получается что-то, а Дима сидит равнодушным и на отметку «2» не реагирует. Почему они так себя ведут? Почему...

Алеша живет с мамой в благоустроенной квартире. Мама часто приводит домой разных «пап». Но «папы» Алеше не нравятся, так как ссоры и драки вынуждают мальчика часто обращаться к соседям за помощью. При посещении квартиры ученика обращаю внимание на то, что у мальчика нет игрушек, только несколько книг из серии «Я познаю мир» пылятся на полке для украшения. Мама Алеши замкнутая, от нее слышу только обиды на сына. Пытаюсь обратить внимание на то, что нет должного внимания и со стороны мамы. Но мои слова «бьются» о глухую стену.

Почему она так ведет себя по отношению к своему ребенку? Оказывается, что причины надо искать в «мамином детстве». Марина А.П. (мама Алеши) росла в семье нелюбимым и всегда гонимым ребенком. Мать старалась выставить дочь на посмешище и игрушки ей тоже не покупала, мол, дочь не достойна. Когда мать Марины погибла, девушка поторопилась выйти замуж. Замужество оказывается  неудачным.  После   рождения  Алеши последовал

развод и «вольная» жизнь. Марина не «научилась любить» своего ребенка, так как ее горький опыт подсказывает ей те же отношения в семье между мамой и сыном, какие были в ее детстве. А Алешка мальчик ласковый. Он хочет, чтобы мама часто приходила в школу и забирала его из группы продленного дня, чтобы она приходила на праздники, шила ему костюмы для утренников. А маме некогда. Она устраивает свою личную жизнь. Пытаюсь в очередной раз поговорить с Мариной П.. Я ей говорю о том, что Алеша очень любить ее, что мальчику нужно немного помочь. Марина только плачет, в глазах пустота. Но недели 2 Алеша ходит с выполненными домашними заданиями, пригляженый, веселый. И вдруг мама пропадает, а мальчика отправляет к матери своего первого мужа. Алеше нервничает, плачет и говорит, что мама его бросила. Вскоре мама нашлась, но ребенок стал неуправляемым: он бросает вещи на уроке, сидит под столом, поет песни. Что делать? С психологом школы пытаемся вывести Алешу из этого состояния. Опять приглашаем маму Алеши и объясняем, что у ребенка нервный срыв. Он боится опять потерять маму. Видим, что Марина П. взволнована. Пытаемся вместе выработать план действий. Во-первых, просим маму походить на уроки - показать Алеше, что она волнуется за его состояние, что он ей не безразличен. При посещении мамы Алеша изо всех сил старается работать: поднимает руку, пытается комментировать мои задания (хотя это и мешает, но куда деваться), оценивает ответы детей и ... все время поглядывает на маму. На перемене дежурит за всех - старается.

Второй шаг - записываем к невропатологу. Теперь мальчик находится под наблюдением врача, ему прописаны лекарства. К празднику «Новый год» Алеша с мамой готовят песню. Мальчик под фонограмму поет песню «Ласковая моя». Он изо всех сил старается петь хорошо и в конце праздника ему хочется еще раз спеть песню, потому что в классе находится его мама.

Сейчас Алеша с радостью ходит в школу, но он напряжен, если ему приходиться задержаться после уроков. Он по-прежнему просит меня написать маме записку с приглашением прийти ее в школу просто так. Я понимаю, что психика ребенка расстроена, рана в душе очень глубокая. Нам еще долго придется работать с семьей Алеши. Ребята все еще подсмеиваются над Алешей, пытаются напомнить ему то, как он вел себя раньше на уроках. Я стараюсь сглаживать эти разговоры, так как при невротических расстройствах нельзя акцентировать внимание детей на их недостатках. Чем меньше ребенок о них думает, тем меньше они проявляются. Чрезвычайно важно создать вокруг таких детей в школе и дома уравновешенную, спокойную обстановку, обеспечить им достаточный по продолжительности сон, отдых на воздухе, правильный режим питания, уменьшить учебную нагрузку.

У Димы М. корни его «трагедии» тоже находятся в «мамином детстве». У Елены В.М. (мамы Димы) семья была пьющая. Девушка всеми силами старалась вырваться из нее. Забеременев от своего жениха, она ушла из дома и снимала квартиру. Замуж за своего жениха она не вышла, но как только Дима подрос, и его можно было отдать в детский сад, целью ее жизни стало -

выйти замуж и сменить фамилию. Вскоре она вышла замуж, сменила фамилию себе и ребенку. Лене кажется, что живет она нормально - как все: муж бьет «вмеру», оскорбляет - «как и положено»,  денег для  сына не  дает  –

ну это и понятно - «ведь не родной же». Так живет Дима. И понятно, почему он обижает очень добрую и отзывчивую девочку Алину. Она ему нравится, но чтобы он ей нравился, «надо ударить ее в живот». Вот так, как «папка мамку ударил, она плакала, а потом целовались».

С Димой М. побеседовал школьный психолог: на фоне высокой степени тревожности еще и задержка психического развития. Пытаюсь говорить с мамой Димы, но она отмахивается, мол, в семье у них все замечательно, а «дети ... так они все такие!» Пытаюсь с Димой после уроков объяснить ему о его плохом поведении. Мальчик отвечает, что Алине не больно, потому что он бьет ее не со всей силы.

На классном часе беседуем о дружбе между ребятами в классе. Спрашиваю у детей, что вам нравится в вашем друге? Чем его можно порадовать? Что ты для друга сделал хорошего? Лиля С. говорит, что они с Ваней проверяют друг у друга домашнее задание, сверяются решенными примерами и задачами. Это им помогает найти и исправить ошибки. Паша и Артем обмениваются кассетами с мультиками, а потом обсуждают их. Юля и Сережа вместе ходят домой. Сережа когда-то прогнал собак. А с кем дружит Дима М.? Дети говорят, что с ним не хотят дружить, потому что он дерется. Спрашиваю у Димы, что он может хорошего сделать для ребят или для того, с кем хочет дружить. Дима говорит, что может подежурить с Алиной, помочь ей в уборке класса. И вот после уроков мальчик помогает Алине: убран класс, клеенки на столах протерты, вынесен мусор. Спрашивает потом: «А что еще я могу сделать?». Говорю, что можно завтра перед уроками снять стулья для всех девочек, потому что Дима сильный мальчик. На другой день Дима самый первый пришел в класс, снял стул Алине и Лиле, а потом и всем девочкам.

Вот так по крупицам, шаг за шагом воспитываем через коллектив чувство дружбы, товарищества и взаимопомощи у Димы. Мальчик стал реже драться, чаще всего потасовки с мальчишками. А совсем недавно он мне заявил, что «нового папку» он не любит, гак как он так маму сильно ударил. При очередной беседе Лена (мама Д.) откровенничает со мной и говорит, что готовится к разводу, так как муж ненавидит ее сына. При очередной драке Дима попытался вызвать милицию, за что отчим еще больше разозлился и обругал ребенка.

Наладится ли жизнь Димы после развода мамы, скорее, всего, что да, но ненадолго, так как у его матери занижена самооценка. Хорошая жизнь для нее только в кино, лучшего она не видела и не знала. Я думаю, что сейчас главное поддержать Диму, отмечать его хорошие поступки и осуждать плохие. Надо научить ребенка по-новому общаться, дружить. Ссоры, как на вербальном уровне, так и сопровождаемые физической агрессией оказывают не только психотравмирующее действие на ребенка. Постоянные наблюдения над тем, как родители провоцируют друг друга, спорят, шумят,

приводят к тому, что дети усваивают подобный стиль взаимоотношений между людьми вообще.

Сейчас Дима переживает по поводу праздника 23 февраля. Подарят ли ему девочки открытки, ведь он уже давно их не обижает. Но я точно знаю, что Алина ему уже давно подписала открытку.

Дима Г. тоже проживает со своей мамой в городском общежитии, в маленькой комнатке. Там строгий порядок: книжки и игрушки знают свое место. Мама мальчика работает посменно, но сын не боится оставаться один. Он даже рад, так как никто ему не запрещает дружить с Сережкой. Мама (Светлана В.) во всем себе отказывает, а для сына ничего не жалеет. Но за малейшую провинность строго наказывает. Дима хорошо читает, считает, решает. Ему легко дается французский язык - он первый ученик. Вот только рисовать и работать с цветной бумагой не получается. На уроке рисования он забрасывает альбом, прячет краски. На уроке труда может изорвать всю цветную бумагу и выбросить в урну. Еще Дима не умеет прощать. Он долго помнит обиду. Он может ее вынашивать и день, и месяц, и полгода. А потом, когда появится случай, он может избить ребят, порвать им тетради, поломать карандаши. Мама мальчика тоже замечает некую агрессивность со стороны сына, но причину понять не может. А причина - на поверхности. Светлана В. не имеет подруг, в ссоре со всеми жильцами, а также с родителями в классе. Дима не ходит в школьную столовую, так как «дома у них достаточно продуктов». На мое предложение собрать необходимые документы на бесплатное питание - недовольно ответила, что они не нищие. А если Дима получил в тетради 4, то наказание мальчику обеспеченно. Вот она и агрессия: мальчик боится получить низкую оценку.

За все - наказание. Только «пятерки» помогают ребенку «нормально» жить. Поэтому труд и рисование игнорируются. Когда пытаюсь помочь, то Дима становится еще более агрессивен: может выбежать из класса, плюнуть на ребят, оскорбить.

На соседнем ряду сидит очень способная ученица Лиля С. Неожиданно для меня она предлагает помощь Диме, и он не отказывается. Проанализировав эту ситуацию, я понимаю, что Дима позволил помочь себе, так как посчитал Лилю равной себе (по способностям). И дело пошло. Теперь на рисовании и на уроке труда Лиля иногда подсаживается к Диме, еще раз объясняет ему задание.

На уроке французского языка учительница попросила помочь Диму позаниматься со своим другом Сережкой. Дима очень рад, ведь его как самого лучшего попросили подтянуть товарища. Это продолжалось несколько уроков. Но вот ребенок сник. Причина в том, что мама запретила Диме дружить с Сережей, так как она в ссоре с его мамой. Светлана В. находится в противоречии» со всем миром» и, прежде всего, с собой. Она боится быть хуже всех, очень закомплексована. Она весьма агрессивно настроена ко всем, кто указывает на неправильное поведение ее ребенка.(Сережина мама рассказала Светлане, что Дима бегал с ножом по общежитию и пугал детей.)  Даже  совершение  такого  проступка  в   данном

случае не отрезвляет мать. Она продолжает искать виноватых на стороне. Обычно дети из таких семей страдают тяжелыми дефектами морального сознания, они лживы, жестоки, трудно поддаются воспитанию. Своими наказаниями мать снижает положительную мотивацию к учению своего ребенка. Страх вызывает агрессию, обман. Наказание за каждую мелочь делают Диму мстительным. Свои обиды он вымещает на сверстниках.

Мне предстоит большая работа, прежде всего с мамой мальчика. Сейчас мне помогает психолог.

Еще хочу рассказать о Кате С. Девочка тоже проживает в неполной семье. Кате с трудом дается математика. У нее очень плохо развита память, она с трудом запоминает простейшие четверостишия, но читает довольно сносно. Она сидит за одной партой с Настей - способной девочкой. Иногда Настя заглядывает во время уроков к Кате в тетрадь и пытается ей указать на ошибку. Делает очень тактично, не привлекая внимания одноклассников. Но Катя на эту помощь очень агрессивно реагирует. Может толкнуть Настю, ударить, обозвать. Стоит прозвенеть звонку на перемену - Катя опять лучшая подруга Насти. И так изо дня в день. По словам мамы Кати дочь также ведет себя и дома, если ей пытаются помочь родные в выполнении домашних работ, потом еще и наговорит, что как ее обижали, ругали и били. Что происходит с Катей? Иногда она целый день не разговаривает с Настей, не хочет отвечать на уроке, к оценкам абсолютно равнодушна.

Еще в первой половине учебного года в первом классе я отметила, что девочка явно отстает в развитии от своих сверстников. Запас знаний и сведений, которыми она владела, не соответствовал возрасту. Катя' не ориентировалась в ситуации, не имела понятия, где она живет, кто ее родители, ничего не знала о временах года, не владела элементарными обобщениями. К концу первого класса Катя с трудом считала до 10 и обратно. Стала понятно, что для Кати школьная программа без специальной помощи не по силам. Но Катина мама меня заверила, что все летние месяцы будет заниматься с девочкой. Была составлена программа занятий. Прошло лето, и девочка пришла в школу «растеряв» даже то, что было заложено в первом классе. Во втором классе 1 и 2 четверть Катя считает на счетах, сейчас работает по «стосчету» с трудом. Для Кати я составляю отдельные проверочные работы, индивидуально работаю на уроках. Мама девочки ежедневно получает консультации по вопросам выполнения домашних заданий по предметам, но движения в сторону прогресса можно сравнить лишь с колебаниями. Катю несомненно нужно готовить на медико-педагогическую комиссию и заниматься по индивидуальной программе (такая практика в нашей школе существует). Вероятнее всего, что трудности Кати выплескиваются в агрессию. Эти трудности нельзя оставить без внимания: ведь они могут ухудшить не только психологическое состояние ребенка, но и привести к нарушению его психического развития и нарушениям в развитии личности.

Такие дети, не достигшие к моменту поступления в школу необходимого уровня готовности, нуждаются в индивидуальном подходе при обучении их в

условиях классного коллектива и в организации так называемого щадящего режима. Прежде всего, таким детям вторую половину дня желательно проводить не в школе на «продленке», а дома.

И несколько слов о Вале Ч. Валя растет в многодетной и неблагополучной семье. В школу девочка пришла с очень слабой подготовкой. В семье Вали совершенно не обращали внимания на развитие ребенка, а даже делали все, чтобы затормозить. Валя часто спит под кроватью, делает там домик для себя и своих кукол. Там гораздо безопаснее, когда родители в очередной раз в нетрезвом состоянии устраивают драки. Вообще-то Валя уже привыкла к дракам, она с удовольствием рассказывает об этом своим сверстникам и учителям, работающим в классе.

Этому ребенку очень нужна «продленка». Только там можно хоть кое-как выполнить письменное домашнее задание. Но вместе с тем хочется отметить, что Валя очень опрятно одета и причесана.

Это не мешает ей подраться с мальчиками и выражаться нецензурными словами при учителе.

Для девочки проводятся индивидуальные занятия с психологом и логопедом.

Говоря о детях из «группы риска», хочется еще раз напомнить, что эти дети требуют особого внимания и терпения со стороны педагога. Очень важно повышать их самооценку, внушать уверенность в своих силах, положительного мнения о себе, уважения к себе. Похвала учителя особенно им нужна. Недопустимо сравнивать этих детей с кем-либо, особенно, если это сравнение не в их пользу. Сравнение должно быть только с собственными успехами и неудачами ребенка. Надо принимать ребенка таким, какой он есть. Ни отметки, ни достижения детей не должны рассматриваться как основная ценность. Ругая его за лень, неуспеваемость, надо напомнить ему, что мы (взрослые) уверены в его возможностях, ценим его как человека и тем более огорчены сложившейся ситуацией. Ребенок должен знать, что он хороший, любимый и будет таким всегда.

«Нелегко детям из «группы риска» жить и воспитываться в семье и в школе. Они живут намного скучнее, чем обычные. Их неохотно принимают в кружки, секции. И они озлобляются, уединяются, и жизнь школы, класса проходит где-то вне, их почти не касаясь. И они, чтобы хоть с кем-нибудь чувствовать себя на равных, ищут себе подобных. И находят. И тогда им начинает казаться, что сборы, вечера - это «глупость», жизнь школы -детский сад. А между тем дети из «группы» в школе наперечет. Их знают в лицо, обсуждают на педсоветах, ругают на уроках. А может, не надо всего этого? Может, хватит ежедневно напоминать, что ты, мол, не такой как все? Нравоучение быстро приедается и очень озлобляет. Почему мы - взрослые не объясняем, что в них самих много хорошего, почему не поднимем ребенка «в его собственных глазах». И в этом-то и есть наша вина».

М.Н. Снаткин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. К.Фопель» Как научить детей сотрудничать»,

часть 4, М.,1999 г.

 

  1. М.А.Холодная. «Психология интеллекта». Томск, 1997 г.

 

  1. Е.Н. Корнева. « Нестандартные дети».Ярославль.Академия развития, 2007 г.