Программа по экологическому воспитанию и образованию младших школьников

«Дом, в котором мы живём»


 


 

Коденцева Лариса Ивановна – учитель

начальных классов МКОУ СОШ № 2

Острогожского муниципального района

Воронежской области



 

2015 год

Содержание

1. Пояснительная записка………………………………………………………… 2

2.Актуальность программы по экологическому воспитанию и образованию.. 2

3. Новизна и оригинальность ……………. ……………………………………..2 -3

4. Содержание разделов и тем программ в начальной школе………………....3-8

5. Практическая реализация программы. Результативность……………… …8-9

6. Библиографический список………..……………………………………………..10

1.Пояснительная записка

В настоящее время социально и политические проблемы современного общества привели школу к пересмотру ряда педагогических позиций, к переосмыслению некоторых вопросов в системе воспитания. В соответствии с Концепцией развития школы центральное место в воспитательной системе занимает формирование у учащихся экологической культуры.

Предлагаемая программа является модифицированной программой по экологии для младших школьников, направлена на экологическое воспитание подрастающего поколения. В основе программы – опора на «эмоциональное неравнодушие» каждого ребёнка к природе и наиболее полное привлечение его эмоционально-чувственной сферы. Эмоциональная тяга к природе, стремление к общению с ней, сформированные в младшем школьном возрасте, является основой дальнейшей работы в области экологического воспитания и образования школьников.

Данная программа разработана на основе программы А.А.Плешакова «Зелёный дом» и авторской программы Л.А. Обуховой, Н.С. Махиной, Г.В.Онегиной «Краеведение» Воронеж, ВОИПКиПРО 2014 года.. Программа в 1-4 классах рассчитана на 34 часа в год: 1 час в неделю.

Для реализации программы используются элементы современных педагогических технологий, которые обеспечивают активное взаимодействие участников образовательного процесса: элементы проектной технологии, диалоговой технологии, проблемной и информационной технологий.

Предлагаемая программа написана с учетом региональных условий и адаптирована в условиях работы в МКОУ СОШ № 2.

2.Актуальность разработанной программы по экологическому воспитанию и образованию

Экологическое образование и воспитание учащихся - это не дань моде, а веление времени, продиктованное самой жизнью: для того, чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром. Экологическое образование подрастающего поколения становится одной из главных задач, стоящих перед обществом. Чтобы избежать неблагоприятного влияния на экологию, чтобы не делать экологических ошибок, не создавать ситуаций опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать элементарными экологическими знаниями и новым экологическим типом мышления. И в этом важная роль отводится общеобразовательной школе, которая, вооружая детей современными знаниями и жизненным опытом, по существу работает на будущее. И начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

Таким образом, можно подвести итог, что экологическое воспитание младших школьников остаётся на первом месте среди вопросов мирового масштаба. А значит, мы можем сказать, что разработанная программа является актуальной.

3. Новизна и оригинальность программы. Возможность и необходимость применения её в местном регионе

Как здорово, что в нашем регионе стала работать программа внеурочной деятельности по курсу «Краеведение», разработанная авторами Обуховой Л.А. и Махиной Н.С. Думаю, что в том и состоит оригинальность данной программы, что невозможно решать главные вопросы экологического образования, не изучая родной край. Именно в краеведении заложено много привлекательного для любого человека– возможность не просто узнавать новое, но и проявлять себя как личность, влиять на события в крае, приобретать новые умения и навыки, развивать свои способности.

На протяжении многих десятилетий наше сознание формировалось под влиянием таких лозунгов как "Широка страна моя родная, много в ней лесов, полей и рек...". Именно поэтому мы привыкли больше пользоваться дарами природы, чем думать о ее восстановлении, бережном отношении к ней.

Первое важнейшее условие - экологическое воспитание учащихся должно проводится в системе, с использованием местного краеведческого материала, с учетом преемственности, постепенного усложнения и углубления отдельных элементов от 1 к 4 классу. Второе непременное условие - надо активно вовлекать младших школьников в посильные для них практические дела по охране местных природных ресурсов. Таких дел очень много: это внутреннее и внешнее озеленение школы, сквера, уход за цветниками, охрана и подкормка птиц, шефство над памятниками природы в ходе изучения родного края.
Таким образом, воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических связей, поможет ученикам усваивать правила и нормы поведения в природе, которые будут осознанными и осмысленными убеждениями каждого ученика.

Новизна и оригинальность программы заключается ещё и в проектной деятельности учащихся. Эта деятельность рассматривает вопросы, формирующие у обучающихся способности к целевому причинному и вероятному анализу ситуаций, альтернативному мышлению в выборе способов решении различных проблем. К восприятию нового, удовлетворению от проделанной работы по созданию своего краеведческого материала.

Содержание программы реализуется через посещение краеведческого музея, практических работ по охране местных природных ресурсов, через урочную, внеурочную ,внешкольную и общественно-полезную деятельность. Базовые ценности не локализованы в содержании отдельного учебного предмета, формы или вида образовательной деятельности. Они пронизывают учебное содержание, уклад школьной жизни, многоплановую деятельность школьника как человека, личности, гражданина.

4. Содержание разделов и тем программ в начальной школе

4.1.Цели и задачи программы. Основные принципы экологического образования.

Цель программы: реализовать воспитательный и развивающий потенциал природоведческих знаний, обеспечивающих более надежные основы экологической ответственности младших школьников.

Программа ставит свои задачи:

формировать гуманное отношение уч-ся к живой и неживой природе;

сообщить школьникам сведения о живой и неживой природе ближайшего окружения школы родного края;

воспитывать чувство необходимости бережно относиться к ней; любовь к своей малой Родине;

вызывать у детей стремление к непосредственному участию в охране природы родного края;

В решении этих задач данная программа опирается на основные принципы экологического образования:

принцип целостности окружающей среды, формирующий у обучающихся понимание единства окружающего мира;

принцип межпредметных связей раскрывающий единство и взаимосвязь окружающего мира;

принцип непрерывности, дающий возможность использовать каждый возрастной период;

принцип направленности, способствующий развитию практической деятельности и гармоничных отношений с окружающей средой.

4.2. Методы и методические приёмы.

Для реализации дополнительной образовательной программы используются следующие методы и методические приемы:

стимулирование обучающихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде (деловые игры, занятия-сказки, викторины, КВН, праздники, рефераты обучающихся);

развитие творческого мышления, умение предвидеть последствия природообразующей деятельности человека (беседы, наблюдения, опыты, демонстрации);

развитие исследовательских навыков, умений принятие экологически целесообразных решений (проблемный подход в процессе обучения – воспитание);

вовлечение обучающихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды (организация экологических троп, защита природы от загрязнения окружающей среды, пропаганда экологических знаний – лекции, беседы, праздники, конференции).

4.3.Результаты изучения дополнительной образовательной программы.

Личностными результатами изучения экологии являются воспитание и развитие социально значимых качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок, раскрывающих отношение к окружающему миру, систему норм и правил общения, обеспечивающую успешность совместной деятельности.

Метапредметными результатами изучения экологии являются освоение учащимися универсальных знаний по охране окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

Предметными результатами изучения экологии является укрепление интереса к познанию окружающего мира, к учебным предметам и естественно-научного цикла.

Планируемые результаты:

1 уровень

– овладение теоретическими понятиями в области экологии;

– знание основополагающих принципов экологического воспитания младших школьников;

2 уровень

– умение ориентироваться в изучаемых объектах окружающей среды;

– умение рационально использовать природные ресурсы.

3 уровень

- освоение способов решения задач для реализации проектов в сфере экологии, использование различных способов информирования, умение представлять собственные разработки.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

составление буклетов, листовок, памяток, реклам по охране окружающей среды.

проведение выставок работ учащихся: в классе, в школе;

участие в ежегодных районных и областных конкурсах: «Я -исследователь»;

участие в районных и городских конкурсах проектов, исследовательских работ, конференциях и фестивалях.

Познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока, оно продолжается постоянно в школе и за ее стенами. Сам учебный курс является своего рода системнообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми поддерживали их познавательные инициативы. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтение и информации от взрослых.

Программа курса, охватывающая различные области знания, предоставляет для этого большие возможности. При этом полностью сохраняет свое значение, воспитательная направленность проводимых занятий, связана с развитием у детей основ экологической ответственности.

Формирование образа Земли как уникального природного дома человечества, нуждающегося в бережном отношении каждого жителя к своему ближайшему природному окружению и к планете в целом, – важнейшая задача этого курса. Тем самым предлагаемый учебный материал позволяет обеспечить новый, более высокий уровень экологического образования и воспитания учащихся.

1 класс

«Как прекрасен этот мир» -7ч

Экскурсия «Удивительное рядом».* Выставка детских рисунков на экологическую тему : « Осень в твоём городе» * Конкурс на лучший осенний  букет*. Праздник «Золотая волшебница осень». * Осенний сбор макулатуры.

«Животные нашего края» -4 ч

Экскурсия в краеведческий музей «Животные нашего края» *Устный журнал «Зимующие птицы. Кто как проводит зиму» * Делаем кормушки с вожатыми. (Поделки из бросового материала) * Сбор корма для птиц. Установление дежурства по проверке птичьих кормушек.

«Подарки Зимы» (8 ч)

Экскурсия в природу. Наблюдения за изменениями в природе. * Выставка рисунков*. Снежинки все разные и очень красивые. Беседа. * Рисунки. Организация выставки рисунков. * Из чего снежинки состоят? Проведение опыта. * Поделки «Снежинки из бумаги» * Украшение классной комнаты. * Опыт «Защитные свойства снега» (роль снега на растения зимой) * Беседа «Как образуется лёд» Проведение опыта.

«Мир комнатных растений» (2 ч)

Путешествие на родину комнатных растений. * Уход за комнатными растениями *

«Волшебная капелька» (3 ч)

Путешествие маленькой капельки. (Круговорот воды в природе) *Почему маленькая капелька грустит? (Экологические проблемы. Берегите воду) *Проблема чистой воды и здоровье человека.- дискуссия*

«Подарки Весны» (6 ч)

Подготовка и проведение праздника «День птиц» *Экскурсия в природу. Наблюдение за изменениями в природе. *Дидактическая игра «Первоцветы» *Выставка рисунков. *

«Экологическая тропа» (3 ч)

Практические занятия. Уход за растениями*. Уборка школьной территории (с вожатыми) *Сбор макулатуры. *

 К концу первого года обучения школьники должны знать:

Секреты живой и неживой природы

Условия, необходимые для жизни растений и животных города

Нравственные правила обращения с объектами природы

должны уметь:

Проводить индивидуальные наблюдения и опытные исследования на выявление признаков предметов.

Оказывать помощь птицам в зимнее время

Эстетически, эмоционально - нравственно относиться к природе

Простейшие взаимосвязи в живой природе, использовать эти знания для объяснения необходимости бережного отношения к природе своего края

Знать особенности методов наблюдения за живой и неживой природой

2 класс

Введение в экологию -5ч

Человек, как живое существо, нуждающееся в определенных жизненно необходимых условиях; человек, как природопользователь, потребляющий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства.

О чем шепчут деревья. Поговорим о растениях. -6ч

Почему деревья сбрасывают листву. Почему ёлка всегда зелёная. Колючие друзья у ели Почему тысячи ёлочек гибнет каждый год? Профессия лесника. Особенности роста и развития растений. Практическое занятие» Лекарственные растения. Посадка лука на подоконнике.

Пернатые друзья -5ч

Наблюдение за поведением птиц в природе. Чтение стихов и рассказов о птицах. Красная книга. Изготовление кормушек из бросового материала. Установление дежурства по наполнению кормушек кормом.

Загадки животного мира -6ч

Об основных обитателях леса: белке, зайце, лосе, о хищниках – волке и лисе. Интересный природоведческий материал о животных в книгах В.Бианки, С. Чарушина. Домашние животные. Уход.

Секреты неживой природы -4ч

Откуда на траве капелька росы? Почему идёт дождь? Куда плывут облака? Почему дует ветер? Почему светит Солнце? Почему вода в море солёная?

Оранжерея на окне -5 (этот этап можно чередовать с другими темами)

Практическая работа. Посадка томатов. Уход за рассадой.

Охрана природы 3ч

В этом разделе дети знакомятся с понятием “Красная книга”, узнают о редких видах растительного и животного мира.

Ожидаемые результаты

Воспитанники должны знать:


Основы экологической культуры.
Некоторые особенности природы своего края.
Основные признаки времен года.
Значение природы для человека.
Группы растений и животных.
Некоторые охраняемые растения и животные своего края, страны. Правила поведения в природе.



Воспитанники должны уметь:
Различать объекты природы и объекты, не относящиеся к природе.
Различать изученные растения, животных.
Вести наблюдения в природе под руководством руководителя факультатива.
Подкармливать птиц в простейших кормушках.

Ухаживать за комнатными растениями и домашними животными.
Проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством руководителя кружка.

3 класс

1.Введение в экологию.(5 ч + 2ч (уборка классной комнаты; уход за цветами;)

Что такое «экология»? Весёлое путешествие в природу. Сбор природного материала. Уборка школьной территории. Выставка рисунков, посвящённых Дню города.

2. «Это наш город!» (6 ч + 2ч)

Посещение краеведческого музея им. Крамского. История нашего города. Выпуск газеты «Это наш город». Эссе «Мой любимый город». Сочинение «Если был бы я волшебником…»

Выпуск газеты.

3. «Городские кляксы» (3 ч +2ч)

Исследовательская работа по выявлению экологических проблем. Выпуск газеты.

4.Как сделать город чистым?» (4 ч)

Уборка школьной территории. Уборка классной комнаты (1 раз в месяц). Уход за цветами ( 1 раз в месяц). Ожидаемые результаты.

5. Сбор макулатуры.

6. Новая жизнь старым (бросовым) вещам.(3 ч + 2ч)

Изготовление поделок из бросового материала.

Выставка поделок.

Ожидаемые результаты.

Учащиеся будут знать:

основы экологической культуры;

значение природы для человека;

понимать значение изучения окружающей природной среды для ее сохранения;

находить практическое применение бросовым материалам;

бережно относиться к природе;

экологическую ситуацию в своем городе;

охраняемые растения и животные своего края, страны;

понимать значение изучения окружающей природной среды для ее сохранения;

понимать влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека;

историю родного города;

памятники архитектуры;

особенности природы своего края;

4 класс

Введение (2 часа)

Вводное занятие. Мы – жители планета Земля

Экологические проблемы, катастрофы. Человек и экологическая обстановка на планете. Как я лично могу помочь природе?

Конкурс рисунков на асфальте «Любим природу»

Природа – наш чудесный дом (13 часов)

Фенологические наблюдения «Осень в городе». Экскурсия

Фотовыставка «Краски осени»

«По страницам лесной энциклопедии». Интегрированное занятие (окружающий мир + математика) о растениях и животных леса

«Спасти природу». Сюжетно-ролевая игра-викторина

Экологические знания в пословицах, поговорках, легендах. Народная мудрость о сохранении окружающего мира

Составление плакатов о сохранении природы

Экопрактикум «Угадай гриб». Съедобные и ядовитые грибы

Оформление презентации, сбор информации. Экопрактикум «Ядовитые растения леса»

Ядовитые растения леса. Определение растения.

Сбор информации, оформление буклетов, презентаций. «Что даёт комнатное растение человеку?»

Исследовательская работа «Что даёт комнатное растение человеку?» Правила выращивания комнатных растений

Как растут водные растения? Кто живёт в пресном водоёме: млекопитающие, рыбы, земноводные.

Сбор информации, составление презентаций. Мир прудов, ручьев и речек

Птицы пресных водоёмов. Загрязнение водоёмов. Сбор информации, составление презентаций

Интеллектуальная викторина «Самый умный» Тема: «Мир прудов, ручьев и речек»

Устный журнал «Зимующие птицы. Кто как проводит зиму?». (2ч)

Птицы Воронежского края. Зимующие птицы. Изготовление кормушек для птиц

Живи, ёлочка! (3 ч)

Проблема вырубки ёлок в новогодние праздники. Как я лично могу помочь природе?

Акция «Живи, ёлочка!»: выпуск агитационных листовок, мастер-классы для 1-2 классов по изготовлению альтернативных ёлочек

Ключ к здоровью (7 часа)

Я и моё здоровье. Факторы, влияющие на здоровье человека.

Конкурс слоганов о здоровом образе жизни

Зависимость здоровья человека от здоровья природы в целом и от здоровья Земли. Может ли Земля болеть?

Правила личной безопасности и профилактики травматизма при взаимодействии с окружающей средой.

Составление памяток безопасности в природе

Учёба и здоровье.

Правила рациональной организации учебной деятельности ученика: чередование видов деятельности, учебы и отдыха, чистота рабочего помещения, проветривание. Назначение и выполнение физкультминуток и минуток движения. Как нужно отдыхать на перемене и почему?

Экологическая акция «Наша школа – цветущий сад» (3 ч)

Высаживание цветочной рассады на пришкольном участке

Уход за цветами на пришкольном участке

Прогнозируемые результаты:

учащиеся будут иметь представление об экологических проблемах, катастрофах нашей планеты;

смогут правильно вести себя как в обществе в целом, так и в природе;

смогут применять свои знания на уроках и в жизни. планировать практические дела по охране природы;

выполнять правила личной гигиены;

5. Практическая реализация программы:

Реализация экологического образования и воспитания в нашей местности осуществляется благодаря расположению городского поселения, через которое протекает река Тихая Сосна. Поэтому у моих воспитанников есть прекрасная возможность наблюдать за природным водоёмом, растительностью, животными. Умение видеть природу - первое условие воспитания мироощущения единства с ней, первое условие воспитания через природу. Оно достигается лишь при постоянном общении с природой.

Острогожск - город старых культурных традиций, еще в начале XIX века прозванный "Воронежскими Афинами"  Наше поколение просто обязано сохранить большое историческое, культурное и природное наследие, сохранить и улучшить экологию города. Нам, людям, необходимо понять одно – решение глобальных экологических проблем начинается на местном уровне с каждого из нас.

В 2011 – 2012 учебном году был создан проект программы экологического воспитания. И сегодня программа живёт и модернизируется, её содержание тесно переплетается с курсом внеурочной деятельности «Краеведение».

В рамках реализации программы было проведено много мероприятий: рейды по охране и озеленению школьной территории, сборы макулатуры, конкурсы экоплакатов, конкурсы рисунков, выставки поделок из бросового материала, проведены экологические игры, выпущены газеты на экологическую тему, реализовано несколько экологических проектов, проводятся экологические праздники. В нашей школе есть разнообразные уголки живой природы, где ребята могут наблюдать за жизнью животных, за сезонными изменениями растений: это и могучий дуб на спортивной площадке, рябиновая посадка вдоль игровой площадки, берёзовый уголок у памятника, посвящённому погибшим раненым солдатам и медперсоналу в годы ВОВ, пышные клумбы и цветники, аквариум с разными видами морских рыб.

Уже который год всем классом во внеурочное время мы с ребятами посещаем районный Дом пионеров (теперь это МКОУ ДОД Острогожский центр развития творчества детей), там дети занимаются в кружке «Умелые руки». На кружке школьники работают с разными материалами: лепка из глины, пластилина, все виды аппликаций, конструирование с применением круп, теста и природных материалов, тестопластика, пластилинография, рисование с помощью растительных элементов – всё это способствуют воспитанию любви к природе у ребят. А знакомство с декоративно-прикладным искусством и ремёслами народных мастеров, наиболее полно раскрывает богатство и разнообразие культурных традиций.. Стремление сделать красивее, лучше влияет на мир чувств, позволяет раскрыть творческий потенциал, повышает уровень развития речи у детей, школьники учатся создавать, учатся понимать и видеть красоту и богатство природы. Параллельно с занятиями кружка школьники ещё и ухаживают за животными в Живом уголке. Живой уголок – это прекрасное место для организации наблюдений, на примере обитателей уголка природы можно показать связь живых организмов с окружающей средой, выяснить, как тот или иной организм приспособлен к среде обитания, почему у него именно такой внешний вид и поведение.

Важным аспектом экологического воспитания является просвещение родителей учеников. Поэтому на родительских собраниях обсуждаются вопросы физиологических особенностей детей: значение для развития, роста и умственных способностей ребёнка полезной пищи, физических упражнений, закалки; умение вести себя в природе, бережно к ней относится.

В процессе работы программы по экологическому воспитанию, я наблюдаю, как меняется отношение детей к природе. Глядя на то, с каким энтузиазмом дети убирают школьный участок, ухаживают за комнатными растениями, оформляют выставку рисунков о природе, собирают макулатуру, хочется надеяться, что они будут не равнодушными потребителями природных богатств, а защитниками и ценителями родной природы. Мы вместе думаем над тем, что можно сделать, чтобы наша страна стала краше, зеленей, богаче, где и как можно и нужно отдыхать, а какие места лучше обойти, выявляем связь между состоянием природы и здоровьем человека. Моя боль за разрушение человеком природного равновесия передаётся детям. Хочется верить, что наши уроки добра и любви к родной природе не пройдут бесследно.

Литература

1.Национальная образовательная инициатива “Наша новая школа”, 4 февраля 2010 г., Пр-271

2.Федеральный государственный стандарт начального общего образования.- М.: Просвещение, 2010 - 41 с.

3.Материалы XVI Международной конференции “Экологическое образование в интересах устойчивого развития” Россия, Москва, 25–26 июня 2010 г.

4.    Авторская программа Л.А. Обухова, Н.С. Махина, Г.В.Онегина «Краеведение» Воронеж, ВОИПКиПРО 2014 года.

5. Программа А.А.Плешакова «Зелёный дом»