Главная » Файлы » Мои файлы

Классный час "Богатыри"
[ Скачать с сервера (12.92 Mb) ] 16.05.2016, 21:00

Классный час в 3 классе

Тема: «Богатырская наша сила»

Разработала: учитель нач. кл.

МКОУ СОШ № 2 г. Острогожска

Коденцева Лариса Ивановна

Аннотация. Этот классный час никого не оставит равнодушным! Знакомство с историей нашей Родины, с историческими справками, фотографиями позволят пропустить через ребячьи души любовь к нашей Родине, развить чувство патриотизма, гордость за свою страну! Потому, как сила богатырская заключается в любви к своему Отечеству!

Цель: развитие нравственно-патриотического воспитания учащихся;

-дать определение «богатырская сила»;

-воспитывать любовь к Родине, к людям её охраняющим не только в военное время, но и в мирное.

Задачи: 1) познакомить с героическими и трагическими страницами истории Отечества;

2) воспитывать уважение молодёжи к ветеранам, подвигам военнослужащих, защитников Отечества, осознание необходимости увековечения памяти павших героев;

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

Вступительное слово учителя. Работа по картине Васнецова «Богатыри, «Витязь на распутье»

О богатырях былинных. 

Учитель: Все может родная земля! Может накормить теплым и вкусным хлебом, напоить родниковой водой, восхитить своей красотой. И только защитить сама себя она не может… Поэтому защита Отечества и родной земли – долг тех, кто ест ее хлеб, пьет ее воду, любуется ее красотой.

          Сегодня мы поговорим о русской богатырской силе. На протяжении многих веков не раз приходилось русским людям отстаивать свободу и независимость своей Родины.

          Обратимся к истории России и нашего государства. Россия всегда славилась своими воинами – от простых солдат до генералов. Знаменитый полководец А.В.Суворов считал, что лучше русского солдата нет нигде в мире: он и сам не пропадёт, и товарища спасёт.

 Откуда же черпают русские воины свою силу?

Говорят, она досталась им в наследство от далёких предков, о которых сложены песни и сказания, - былинных богатырей

( музыкальный фон – тревожная музыка Приложение 1)

 Давным – давно Россия называлась Русью. Здесь тянулись леса дремучие, по которым бродили охотники. А за лесами – степи без конца и края. И шло из этих степей на Русь много горюшка. Налетали на русские сёла кочевники, жгли и грабили дворы, уводили русских людей в плен. И вот, чтобы сберечь от врагов землю русскую, стали ставить в степи маленькие крепости – заставы богатырские, чтобы оберегали они путь на Киев, защищали от врагов и чужих людей. А по степям стали разъезжать богатыри на могучих конях.

Слайд № 2 («Богатыри») Заставу богатырскую изобразил художник Виктор Васнецов на картине «Богатыри». Думаю, этот шедевр известен каждому из вас.

Вопросы:

Кто изображён на картине художника Васнецова?

(Три богатыря)

Кто находится в центре картины?

(Илья Муромец)

Как вы догадались, что это Илья Муромец?

(Он самый старший, могучий, мудрый и опытный богатырь).

Кто слева от Ильи Муромца?

(Добрыня Никитич)

Расскажите о нём.

Кто справа от Ильи Муромца?

(Алёша Попович. Он самый молодой из этих богатырей)

Какими качествами обладал Алёша Попович?

(Хитростью, смекалкой, дерзостью)

Куда смотрит каждый из богатырей?

(Они смотрят вдаль, не видать ли где врагов.

Что охраняют богатыри?

(Землю русскую, её границы)

Главным другом богатырей был конь, лошадь.

Как одним словом можно назвать этих богатырей?

(Витязи! Крепкие духом, прославившиеся делами)

Верно, а о каких богатырях еще слышали или читали вы? (беседа о прочитанном)

Вы внимательно слушали и запоминали всё, о чем мы с вами говорили. Какие же богатырские качества вы можете выделить? (ответы детей). Хорошо. Опрометчиво думать, что «сила есть, ума не надо». Богатырь обязательно должен быть умным. А еще богатырь должен быть очень внимательным. Проверим, получились бы из нас внимательные богатыри. (Закрываем слайд с изображением картины)

Игра «Зоркое око»¹

В какой руке у Ильи Муромца булатная палица (булава)? (правой)

Что вынимает из ножен Добрыня Никитич?  (меч)

Что изображено справа от Алеши Поповича?  (Илья Муромец, конь…)

В какой руке у Ильи Муромца копье?  (левой)

Что в руках у Алеши Поповича? (лук со стрелами)

Что изображено справа от Ильи Муромца ( конь, Добрыня…)

   Учитель: А про этого богатыря говорили так: «Ростом он выше тёмного леса, головой облака подпирает, скачет по горам – горы под ним шатаются, в реку заедет – вся вода из реки выплеснется. Не держала его земля – только каменные утёсы под его тяжестью не рушились. Стал бы он леса корчевать, да для него леса – что луговая трава». Так говорили про Святогора.

В памяти народной богатыри славились силой сказочной. Едут на конях – земля под ними трясётся. И кони у них богатырские, скачут выше дерева стоячего, ниже облака ходячего.

Нелегка ноша богатырская. Ему часто приходилось решать, осилит ли он то, что возложено на него судьбой. Что служило богатырям путеводителем? Что им помогало выбрать путь? (ответы детей)

Слайд № 3 (демонстрация картины «Витязь на распутье» В.М.Васнецова)

Учитель: Камень, который лежал на развилке трёх дорог. Всадник на коне стоит в раздумье перед таким камнем, на котором надпись: « Как прямо ехати, живу не бывати. Нет пути ни проезжему, ни прохожему, ни пролётному»

Приходилось богатырям сражаться со злом. Это дело было непростое, требовало сил, терпения, мудрости, ловкости, смекалки.

1. http://yandex.ru/clck/jsredir

Сила богатырская всегда вдохновляла людей. Мальчишки обязательно хотели вырасти и стать такими же бравыми витязями. А мальчики 3 класса хотели быть богатырями? Давайте послушаем совет наших девочек:

1.Ученик

Чтоб богатырями нам расти

Нужно закаляться.

Не по дням, а по часам

Спортом заниматься.

Не нужна совсем микстура

И пилюли не нужны,

Нам поможет физкультура,

Нам занятия важны.

Примем совет? Давайте попробуем выполнить его!!

2.Физминутка

Дружно встали Раз! Два! Три!
Мы теперь богатыри!
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
И на право , и еще
Через левое плечо.
Буквой «Л» расставим ноги.
Точно в танце – руки в брюки.
Наклонились влево, вправо,
Получается на славу!


 

3.Игра «Да-нет» (Подводим итог) 

Как ловко вы справились с этим заданием.                       

А сейчас мы с вами отдохнём и поиграем в игру «Да - нет»

Игра «Да- нет»

Наша Родина сильна ……………………………..да.

И у нас она одна…………………………………..да.

На Руси богатыри есть……………………………да.

Им всегда хвала и честь…………………………..да.

Илья Муромец герой ……………………………..да.

Он был самый молодой………………………….нет.

Соловья он победил………………………………да.

Из автомата подстрелил…………………………нет.

Алёша Попович тоже герой……………………..да.

Он сильный, смелый, молодой………………….да.

Он в Киеве граде дружинником был……………да

Карабаса в бою победил………………………..нет.

На танках боролись богатыри с врагом………..нет.

Они воевали с мечом и копьём…………………да.

Добрыня Никитич был слабым и хилым………нет.

Он змея сумел победить своей силой…………..да.

Гордимся мы нашими богатырями……………..да.

Хотим ли быть такими же сами…………………да.

4.Великая Отечественная война (Богатыри ВОВ)

(Беседа о ВОВ, исторические сведения об освобождении г Острогожска)

У

22 июня 1941г.

1941 г.-1945 г. г.г.

читель. Прошло много лет. И не раз на нашу страну нападали враги. И вот страшная беда пришла в 1941 году. На нашу Родину напала фашистская Германия. Главным командующим этой армии был страшный человек. И фамилия его была страшная – Гитлер. Он напал без объявления войны на нашу страну 22 июня ранним утром в 4 часа. ( музыкальный фон «Священная война» На доске открывается дата

Приложение 2

2.Ученик

От бескрайней равнины сибирской

До полесских лесов и болот

Поднимался народ богатырский,

Наш великий, могучий народ!

Выходил он: свободный и правый,

Отвечая войной на войну,

Постоять за родную державу,

За могучую нашу страну!

Беда пришла ко всем. Не обошла она и наш город Острогожск. В годы Великой Отечественной войны оккупирован немецко-фашистскими войсками с 5 июля 1942 года по 20 января 1943 года. 200 дней и ночей город находился в оккупации. (Открываю даты

20 января 1943 г.

 

Слайд № 4 Посмотрите, какие довольные и сытые фашисты идут по нашей Земле? Наверное, думают о том, сколько добра они награбят.

Слайд № 5 Они врывались в дома мирных жителей, расстреливали беззащитных женщин, детей и стариков.

Слайд № 6 Посмотрите на это здание! Вы узнаёте его? Это наша школа разрушена фашистами. Во время войны здесь находился госпиталь. Руководил этим госпиталем военврач второго ранга Левинович Валерий Моисеевич. 4 июля 1942 г. Во время авиационного налёта, несмотря на опознавательный знак «Госпиталь», фашисты разбомбили школьное здание. Начался пожар. Во время пожара и продолжающейся непрерывной бомбёжки погибло около 600 раненых красноармейцев, а также сам Левинович В.М.

В

26 000 000 ч.

сего в годы ВОВ погибло около 26 000 000 человек (

Слайд № 7 В нашей школе 7 мая 2002 г установлен памятник в память о тех, кто погиб в сгоревшем школьном здании  в 1942 г.

Ежегодно учащиеся школы проводят торжественные линейки и возлагают цветы к этому памятнику.

Слайд № 8 20 января 1943 года в ходе Острогожско-Россошанской операции острогожская земля была полностью освобождена от захватчиков. И по сей день кровопролитные освободительные бои, шедшие в районе Коротояка, называют «вторым Сталинградом».
Острогожцы сражались на всех фронтах Великой Отечественной, дрались с врагом мужественно и умело. Семнадцать человек удостоены звания Героя Советского Союза, свыше четырех тысяч награждены боевыми орденами и медалями. В городе и селах установлены памятники и обелиски в честь победителей. К Вечному огню люди приносят цветы, в их сердцах живет память о тех, кто освобождал нашу Родину.

Слайд № 9 Вот он, фашист, которого солдаты взяли в плен! Закутался в женский платок, дрожит от холода. Наверное, проклинает тот день, когда он решился напасть на нашу страну.

Памятник Воину - освободителю

Слайд № 10,11 8 мая 1950 года в берлинском Трептов-парке открылся один из самых величественных символов Великой Победы.


Над братской могилой советских воинов, на зелёном кургане стоит бронзовый воин-освободитель. На нём плащ-палатка. На левой руке он держит спасённого ребёнка.
А правой сжимает рукоять тяжёлого древнерусского меча. Этим мечом воин рассекает фашистскую свастику и попирает её обломки.
Внизу — белоствольные родные наши берёзы...
Воин держит в руке меч.
Между тем в минувшую войну мечей в армии не было. Наши воины были вооружены винтовками, автоматами, пулемётами, пушками... Не лучше ли было бы вложить в руку воина-освободителя, скажем, автомат?
Нет, не лучше.
Автоматы меняются, забываются, а меч остаётся как эмблема мужества. А для нашего государства, которое на протяжении сотен лет вело оборонительные войны, меч — символ защиты Отечества и воинской доблести. Оружие наших богатырей и великих полководцев.
И меч в руке у воина-освободителя, героя Великой Отечественной войны 1941 — 1945 годов, приравнивает его к былинным богатырям и связывает с героической историей нашей Родины.

5. Богатыри в наше время

Слайд № 12 Ребята, посмотрите на наших солдат! Какие они? Такие же, как русские богатыри? Могучие, сильные? А чем же они сильны? ( Великой любовью к своей Родине) Эта любовь к своему Отечеству придавала солдатам огромную силу духа! Они любят свою страну! А как же её не любить, когда она такая красивая и неповторимая:

4. РОССИЯ

Слайд № 13

Озеро Селигер одно из значительных озер нашей страны. Оно образовалось 20000 лет тому назад. На озере много плёсов (мелей). На одном из них построили храм.

Слайд № 14

Берёзовая роща в с. Петропавловка. Разве можно остаться равнодушными к такой красоте?
Слайд № 15

Знаменитые Ленские столбы. Ленские столбы - комплекс вертикально вытянутых скал, растянувшийся на многие километры вдоль берега реки Лена в Якутии. Эти геологические образования введены в систему особо охраняемых природных территорий в качестве национального природного парка. Многие считали, что столбы - это застывшие изваяния людей, созданные неведомыми потусторонними силами. Лишь избранные, старейшины или всемогущие шаманы, решались приблизиться к этим таинственным скалам.

Слайд № 16

Гуамское ущелье находится в Краснодарском крае. Протяжённость ущелья более 3 км. Это шутка и подарок природы.

Слайд № 17

Озеро Байкал - самое глубокое и чистое озеро на Земле. Одно из древнейших озер планеты, чей возраст насчитывает где-то 15-25 млн. лет.

Слайд № 18.19

В Калининграде. В Новгородской области.

Вот такая необыкновенно красивая наша страна. Но вы думаете, перевелись на земле богатыри русские?

В 2014 году в Сочи проводилась зимняя олимпиада. Вы помните, как мы «болели» за наших спортсменов? Посмотрите на результаты:

Герои нашего времени

Слайд № 20 Во все времена были свои герои. Такие разные вы приходите в этот мир, и в ваших руках сделать этот мир лучше. Именно вы, дорогие ребята, будущее нашей России.

В июле 2007 года Антон – ученик 4 класса из Гусь-Хрустального - купался в одном из прудов. Близко от Антона на автомобильных камерах плавали две девочки. Одна из них упала в воду и начала тонуть. Бабушка Антона Нина Ильинична, пришедшая присмотреть за внуком, стала звать на помощь, но взрослых поблизости не было. Антон кинулся спасать:
- Она уже была под водой, и мне пришлось несколько раз выталкивать ее на поверхность, - рассказал юный герой корреспонденту  из газеты.
В воде оказалась и 8-летняя Кристина, которой Антон помог забраться на автомобильную камеру. Тем временем бабушка уже откачивала спасенную Таню. Мальчик с бабушкой привели девчонок в чувство и доставили домой.

А осенью указом президента Антона наградили медалью за «спасение погибающих».

На месте этого мальчика мог быть каждый из Вас.


 

Учитель: Можно ли этого маленького человека, назвать богатырем, героем?

Ответ: Да. Потому что он совершил подвиг.

Учитель: Маленький богатырь – какое интересное сочетание слов. Но ведь такие, действительно, есть.. Можно быть маленьким, но совершать богатырские поступки.

Слайд № 21,22 (музыкальный фон, звучит песня «Богатырская наша сила..»

А сейчас в наших окнах приветливый свет, это мирное небо над Родиной. Мы с вами учимся, играем, веселимся, отдыхаем, а в это время оберегают наш мир и покой, надежные защитники нашей Родины – Российская Армия. Служба в Российской Армии является почетной обязанностью гражданина России.

Можно ли нашу армию назвать богатырской силой?

А вы хотите служить в Российской Армии?

 3.Ученик

У меня пока игрушки:
Танки, пистолеты, пушки,
Оловянные солдаты,
Бронепоезд, автоматы.
А когда настанет срок,
Чтоб служить спокойно мог,
Я с ребятами в игре
Тренируюсь во дворе.

Мы играем там в "Зарницу" -
Прочертили мне границу,
На посту я! Стерегу!
Раз доверили - смогу!

А родители в окне
Смотрят вслед с тревогой мне.
Не волнуйтесь вы за сына,
Я же - будущий мужчина!

Завет богатырей своим потомкам (слайд 24)

На доске разные даты. Что они обозначают? ( Дети рассказывают)

Запомните их!

Прочитаем завет богатырей для вас с тех далёких времён.

Категория: Мои файлы | Добавил: l-kodenzeva
Просмотров: 1419 | Загрузок: 63 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: